15 апреля 2010

8 и 9 апреля полеты с Говерлы

    Первая молдо-украинская или украинско-молдавская парапланерная экспедиция на Говерлу состоялась. В ней участвовали я, Александр Кожокарь, парапланерист из Кишинева и Леша Кабыка, парапланерист из Киева.
       Поездку в зимние Карпаты я с Лешей планировал еще с декабря. Хотелось потренироваться в зимнем восхождении по снегу, в мороз и в завершении слететь с вершины. В качестве цели выбрали Говерлу - самую высокую вершину украинских Карпат высотой 2061 м. Тем более что, ни я ни Леша там не были. Всю зиму я практически каждый день открывал виндгуру и смотрел прогноз на Говерлу. Почти всегда прогноз погоды был не подходящий для полета: то снег, то ветер, то 100% облачность, когда вершина могла быть закрыта облаками. Без полета на параплане, восхождение было бы простым восхождением. Мы же не альпинисты, мы парапланеристы и нам подавай полеты. Пришлось ждать всю зиму. Даже после возвращения из Бразилии идея взойти на Говерлу и слететь с нее не отступала.
         Во время пасхальных праздников, проверяя в очередной раз прогноз погоды, я заметил «окно» для полетов на Говерле. В воскресенье, 4 апреля, прогноз предсказывал солнечную и безветренную погоду на Говерле в среду и четверг, 7 и 8 апреля 2010г. соответственно. Через день благоприятный прогноз для полетов уже растянулся на среду, четверг и пятницу. Я понял, что это и есть тот последний шанс, когда можно совершить восхождение по снегу и в качестве бонуса слететь с вершины.
       Звонок Леше: -Едим? – Едим!!!
       Во вторник, прогноз на среду ухудшился, зато в четверг и в пятницу должна быть бомбовая погода. Решено было выезжать в среду и в четверг утром встречаться в Ивано-Франковске, палатки и спальники не берем, ночуем в турбазе «Заросляк», там же и питаемся.
      Сборы оставил на среду, непосредственно перед выездом. Предположил, что 3 часа перед отправлением хватит. Оказалось, что нет. Еле успел. Вначале все выложил, перевернув весь дом, потом давай решать «беру-не беру». Запаску два раза перекладывал, то в кокпит для ультра-легкой подвески Kryer, то обратно в транформер Swing-Connect Reverso (+3кг). Беру еду-не беру (0,5 кг), беру зимнюю куртку- не беру (0,4 кг), беру фотоаппарат- не беру (0,5 кг) и т.д. Для восхождения на гору, даже такую как Говерла, каждый грамм важен, особенно когда за спиной 10 кг парапланерного снаряжения. В итоге упаковал рюкзак на 16 кг.
        Так как желающих присоединиться к нам не было, решил ехать на автобусе. Автобус стоил 240 лей (20$) в одну сторону. На машине мне бы обошлось не меньше 120$ в оба направления. Самое главное я отдохнул, а не рулил всю ночь по разбитым дорогам. Автобус Кишинев-Львов, ежедневно курсирует и проезжает через Черновцы, Ивано-Франковск, Трускавец. Из Кишинева автобус отправляется в 18.35 и в Ивано-Франковск прибывает в 7.00. Леша, тоже к этому времени прибывает из Киева на поезде.
        В Ивано-Франковск автобус прибыл в 5.20, почти на два часа раньше запланированного. Некоторое время поспал в зале ожидания железнодорожного вокзала. В семь встретились с Лешей и в 7.50 уже отправлялись в сторону Верховины.
       Два часа ехали от Ивано-Франковска до Ворохты и все это время обсуждали поездку в Киргизию, которую планируем на август. Водитель нас высадил за Ворохтой на повороте на Говерлу. От поворота нам предстояло либо идти около 18 км до турбазы «Заросляк», которая находится у подножья Говерлы, либо ловить попутку или такси.
говерла
        Через 10 минут остановили Уазик, который нас подвез до КПП на въезде в заповедник. Леша убедил водителя отвезти нас до самой турбазы за 100 гривен (13$). Осталось только выложить по 15 гривен (2$) за вход в заповедник. Лесники в КПП, пока выписывали билеты, рассказали страшную историю, как неделю назад под Говерлой лавина накрыла людей, среди которых был опытный альпинист и горный спасатель.
        На турбазе «Заросляк» были в 11.30. Быстро разместились в номере с санузлом и телевизором. Цена за ночь -100 гривен (13 $) c человека. Решили пообедать и не медля, пока еще светло сходить на какую-нибудь близлежащую горку. В столовой выбирать, что заказать долго не пришлось. Был лишь борщ, а на второе жареные яйца. В 13.00 вышли из турбазы (1250м) и пошли с парапланами на ближайшую гору Пожежевская (1800м). Площадка перед турбазой большая, без каких-либо серьезных препятствий. Пилот с опытом сможет здесь сесть на параплане. Единственная проблема в тот момент это то, что все кругом было влажно. Снега на площадке не было. Местами лужи и грязь. Ой, как не хочется мочить чистенькие и беленькие парапланы.

      До метеостанции, шли по заснеженной дороге. Дальше пришлось самостоятельно протаптывать тропу. Снег был влажный и мягкий. Ноги не удерживались на поверхности и постоянно проваливались. Местами глубина снега доходила до 1 метра. Пару раз даже проваливались по пояс. Треккинговые палки очень помогали, только не мне. Мои палки не имели широкой насадки для снега. И когда на них сильно упираешься, они всегда уходили полностью под снег. Первые 500 метров шли около часа. Уже выше, почти под самой вершиной снега стало меньше. На верху температура воздуха была ниже, и снег был уже более твердым и смерзшимся. Пока поднимались, два раза приходили тучи со снежными зарядами. Между ними были паузы по 30-40 минут, когда можно было слететь вниз, поэтому мы были уверенны, что дождемся момента и взлетим. На вершину решили не идти и вышли на седло вправо от вершины Пожежевская. Поднимались почти 4 часа. На верху ветер дул 2-3 м/с с порывами до 5-6 м/с когда накрывало тучами.

       Быстро разложились и стартовали. В воздухе подумал: какое счастье, что есть параплан и не нужно спускаться пешком вниз. Над «Заросляком» вышли на высоте 200-250 м. Сели мягко на площадку перед турбазой, но парапланы положили в лужи. Потом весь вечер сушили их в фойе турбазы.

     Поварихи нам заранее подготовили вкусный ужин.   После ужина, упаковали рюкзаки, побеседовали и легли пораньше спать.
      На следующий день встали в 4.30 утра. На горелке заварили чай, позавтракали. В 5.30 вышли с турбазы и направились на Говерлу. Было еще темно, но половина Луны подсвечивала нам тропу. Я шел с налобным фонариком, а Леше либо лень было его доставать либо он экономил батарейки и шел без света. В лесу еще лежал снег. Шли по протоптанной тропе, которая почти везде была покрыта ледовой коркой.

    Периодически стояли указатели. Я некоторое время сверял наш маршрут по GPS, в который была загружена подробная карта Карпат с рельефом и всеми тропами и речками, потом засунул его подальше и ориентировался по указателям. В одном месте тропа расходилась. Мы пошли, куда указывал огромный желтый указатель «На Говерлу». Пройдя некоторое расстояние, я почувствовал, что мы идем не той тропой. Мы должны были подниматься справа от ручья и выходить к подножью Говерлы. Мы же шли слева от ручья и отдалялись от Говерлы. Посмотрев на GPS, я понял, что мы пропустили поворот на нужную тропу и шли по более легкой, но более длинной тропе, поэтому, там для «чайников» был установлен большой указатель. При наличии снега, этот маршрут хоть и легкий, но более опасный, т.к. проходил по нескольким кулуарам, где могут сходить лавины. Пришлось вернутся к огромному указателю « На Говерлу» и пойти в другую сторону. Из-за этой ошибки потеряли около 40 минут.

      Из леса вышли уже к рассвету. Дальше тропа пролегала сначала среди зарослей можжевельника, а затем уже среди открытого пространства. Была минусовая температура, снег был твердый и сверху была твердая корка. В снег не проваливались, поэтому шлось легко. По другим следам было видно, что те, кто шел днем, иногда глубоко проваливались в снег. Кошки взяли с собой на случай если склон будет обледеневшим, но так и не доставали. Так же сегодня мои треккинговые палки уже не проваливались в снег.

          На вершину (2061м) вышли в 9.30. Кругом открывалась восхитительная панорама: Небо было голубым и без единого облачка. В долинах местами был туман, видимость очень хорошая. Ветер дул 2-4 м/с с С-СЗ. О такой погоде можно было только мечтать.

          Некоторое время мы обсуждали в какую строну мы полетим. Кругом был сплошной лес. До Ясини (900м) 10 км леса, в сторону Ворохты 13 км леса. Леша предлагал лететь на север в сторону деревни Лазещина, т.к. по карте там, вдоль реки есть площадки для посадки и оттуда легче добираться до трассы. До этих вероятных, но гарантированных полян для посадки около 6 км полета против ветра. С вершины, в том направлении видны были только вырубки леса на склонах, где всегда много бревен, веток и возможно они уже заросли кустарником. Площадку, о которой говорил Леша с вершины не было видно, и я не имел желания лететь в том направлении.
        Накануне, пока ехали на уазике с Ворохты до «Заросляка», я успел пометить на GPS подходящую площадку для посадки, которая с вершины вообще не видна, но она гарантированно там есть. По моим замерам с помощью GPS до «Заросляка» лететь 3 км по горизонтали и 700 м перепада высоты, до следующей площадки, которую я приметил накануне, лететь нужно было 6 км по горизонтали и всего 1000 м перепада. С учетом направления ветра и вероятных нисходняков, 100% досягаем только «Заросляк». Я все таки убедил Лешу, что нужно лететь туда, где ты гарантированно безопасно сядешь. Если над «Заросляком» у нас будет 400 метров, т.е. 700 метров над следующей площадкой, то с этой высотой можно будет перелететь еще 3 км леса и дотянуть до следующей площадки.
    Перед полетом попили горячего чаю с шоколадом. Для чая растопили снег. Шоколад на вершине Говерлы был таким вкусным, что я съел целых полторы плитки. Пока заваривали чай, начала выстреливать редкая кучевка. Я сделал несколько кадров, но в уме подумал, что если я в этот замечательный день позорно солью всю высоту и сяду в «Заросляке», то эти кадры никому не покажу.

      После трапезы не спеша разложили парапланы, упаковали в подвески весь багаж. К этому времени кучевые облака уже были повсеместно, за исключением долин, где местами был туман и инверсия. Еще раз намекнул Леше, что в сторону Ясини нет смысла лететь, т.к. там даже кучевки нет, а в долине еще туман.
  
       Перед стартом провели фотосесию. Не каждый день бывает такая погода, и тем более не каждый день парапланы стартуют и летают над Говерлой. К этому моменту на вершину вышел первый турист в снегоступах, который тут же достал фотоаппарат и начал нас фотографировать.

       Стартовали мы практически одновременно и сразу же полетели в сторону «Заросляка». Долгое время нас только опускало и уже только на подлете к турбазе попали в термик. Подъем был не сильный, около +2..+3, и в нем мы выбрали под самую базу. База облаков была на высоты 2700 м. Это на 640 метров выше вершины Говерлы. С такой высотой можно лететь в любую сторону. Лучше конечно по ветру на юг, но нам нужно в Ивано-Франковск. У Леши на руках билет на поезд на 18.30.


*На переднем плане Говерла, позади Петрос*Вид на Черногорский хребет
*Леша на фоне Говерлы*

Прибор рассчитал, что ветер на высоте до 2200м дует С со скоростью до 5 км/ч, под базой же ветер был уже 8-10 км/ч. Первый переход делаем в направлении Ворохты. Впереди хорошее облако развивается, а под ногами сплошной лес в радиусе нескольких километров, только справа вдоль дороги, по которой мы вчера ехали на уазике, есть пару площадок. Чтоб добраться под облако, нужно было углубляться дальше в лес. Мы полетели к нему, но я всегда держал на примете площадку, куда в случае если не найду подъем, то успею вернуться.

      Термик долго не заставил себя ждать и мы опять под базой. Второй переход над лесом, опять термик, опять под базой и мы уже в досягаемости широкой долины в Ворохте. Перед выходом в долину выкручиваем четвертый поток и затем следует длиннющий переход через долину в «голубой дыре». На дне долины скорей всего инверсия, по крайней мере, так выглядит долина где расположена Ясиня, в которой до сих пор лежит местами туман и виднеется темная полоса инверсии под светлым небом. В конце долины заходим под огромное облако, которое похоже больше на сплошную облачность, чем на кучевое облако. Я прихожу под него на 400 метров выше Леше и нахожу подъем. Поднимает, но с большим трудом. Центр термика всегда смещается. Леша тоже что-то крутит подомной. Набрав немного высоты мы полетели к хребту, который находится за Ворохтой в сторону Яремчи. Леша приходит очень низко, огибает его и исчезает в узком ущелье. Я же имея запас высоты, пытаюсь что-то подкрутить над ним, но сильный встречный ветер меня сдувает обратно. Бросаю поток и ухожу вперед за хребет, в надежде что-то там найти. Огибаю все большие ложки, но потоков нет. Перелетаю вход в ущелье в сторону Яблуницкого перевала, где идет дорога на Ясиню. Только после него нахожу хороший подъем, но опять же центр все время «блуждает».
     Погода начинает меняться. С севера приходит все больше и больше широкой и сплошной облачности. На грозовые тучи это не похоже, но над Ясиней и Драгобратом уже сыпет снег. Ветер усилился. Термики стали рваными. Я решаю идти на посадку. Решающим фактором все же стало то, что замерзли ноги и руки. Я тепло оделся перед полетом, но это не спасло. Первую часть полета летел на высотах 2000-2700, где было очень холодно. Прибор показал, что на высоте 2700 м было -6С.

       Садился с экстримом. Кругом везде лес, а где нет леса, то там деревни и поселки. Площадок много, но количество столбов и проводов просто колоссальное.  Такое чувство, что к каждому дому идет отдельная линия электропередач.  На посадке пролетел над проводами на высоте всего 1-2 метра.      
    Собрался быстро и решил ловить попутку до Ивано-Франковска. Через 15 минут меня подобрал, который ехал в Киев и предложил, подвезти только до въезда в город, на что я сразу же согласился. Всю дорогу обсуждали политику, как украинскую, так и молдавскую. Западенец всетаки :).
    С Лешей встретились на ЖД вокзале в Ивано-Франковске. В 18.30 он уехал в Киев, я же остался ждать автобус Львов-Кишинев. Автобус отправлялся из Ивано-Франковска в 22.40, а в Кишинев прибывал в 9.00 утра следующего дня.
     С автобусом неприятная история случилась. Билеты в кассе на Кишинев не продавали. Сначала сказали, что будут продавать билеты в 21.00. Потом сказали, что билеты будут продавать, когда прибудет автобус. Когда автобус все таки прибыл, оказалось что билеты только водитель продает.  Автобус окружили около 30 человек, которые хотели попасть в Молдову. Водители только через 15 минут начали принимать багаж и запускать людей в автобус. Началась толкотня и давка. Место в автобусе не всем хватило и около 15 человек стояли на ногах. Видя все это, я злился на себя от того, что не уехал в Черновцы. Откуда каждые 3-4 часа отправлялся автобус на Кишинев. Потом мне все таки место предоставили, т.к. я ехал до конечной остановки. Расслабился только после, того как я уселся в кресло, но негативный осадок остался.
    После 2 дней треккинга и недосыпа, я тут же отключился. Очнулся только в Кишиневе в 9 утра, с с прекрасным настроением, что поездка удалась.
ВЫВОД: В Карпаты можно и нужно ехать. Всегда можно быстро добраться на автобусе. Автобус Кишинев-Львов ходит ежедневно и все переезды только ночью, что очень удобно. Общий бюджет поездки обошелся в 75$, включая все переезды, питание и проживание. Погоду нужно караулить. В районе Боржавы лучше условия для полетов, есть подъемник и пешком от подъемника подниматься около 40 минут. Говерла же требует огромных усилий для восхождения с парапланом. Перепад высот около 800 метров. Снаряжение обязательно должно быть облегченным или хотя бы легкая подвеска-трансформер.
Список снаряжения, которое я затащил на Говерлу:

Парапланерное снаряжение
Туристическое снаряжение и еда

  • Треккинговые палки Masters-Calu


  • Бахилы


  • Баллон газовый 220 ml

  • Набор титановой посуды Snowpeak- Trek 900

  • Набор титановый ложка, вилка, нож Primus

  • Чашка титановая MSR

  • Питьевая система 2л. Deuter

  • Чай, сахар, шоколад, круасаны.

  • Пакеты с сублимированной едой- 2 порции
Одежда 

  • Термобелье -1 комплект 

  • Флис тонкий Polartec Power stretch

  • Батник из Windstoper

  • Куртка штормовая мембранная без утеплителя
  • Брюки тонкие флисовые Polartec Power stretch
  • Брюки из софтшела
  • Брюки штормовые мембранные без утеплителя
  • Носки теплые-3 пары
  • Балаклава
  • Бафф теплый
  • Шапка теплая
  • Панамка
  • Перчатки из тонкого флиса Polartec Powestretch
  • Варежки непродуваемые из WindStoper
      Лишними были штормовые брюки, которыми не воспользовался т.к. была хорошая погода, сублимированная еда, т.к. питались в столовой турбазы и кошки т.к. не было наледи на склоне. Мембранную куртку  одел только перед полетом.

0 коммент.:

Отправить комментарий